Вася П.
Даниил М.
Руслан С.
Что такое ритм в стихотворении? Ритм - это основа основ стихосложения.
Собственно, единственное, что отделяет стихи от прозы - это ритм. Ритмический размер определяется после анализа строфы. Они бывают трехстопными, четырехстопными, пятистопными и так далее.
Основных размеров рифмовки существует пять. Это те размеры, которые получаются, если строго выдерживать чередование слогов. Среди них выделяют два двусложных и 3 трехсложных.
Ямб — двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Ритм стихотворения, написанного ямбом, — сильный, энергичный.
Таким образом, стопа ямба состоит из двух слогов: первый безударный, второй ударный (— /).
Четырёхстопный ямб:
Опя´ть стою´ я на´д Нево´й,
И сно´ва, ка´к в былы´е го´ды,
Смотрю´ и я´, как бы´ живо´й,
На э´ти дре´млющи´е во´ды.(Фёдор Тютчев)
— / — / — / — /
— / — / — / — / —
— / — / — / — /
— / — / — / — / —
Хорей — двусложный размер с ударением на первом слоге. Ритм стихотворения более мягкий, завораживающий.
Таким образом, стопа ямба состоит из двух слогов: первый ударный, второй безударный (/ —).
четырёхстопный хорей
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А.С.Пушкин)
/ — / — / — / —
/ — / — / — /
/ — / — / — / —
/ — / — / — /
Дактиль – трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. Это тревожный, волнующий и в то же время однообразный, мерный, похожий на шум прибоя ритм (/ — —).
Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь – в заключении, там — на просторе,
Тот же всевечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.
(Ф.И. Тютчев)
/ — — / — — / — — /
/ — — / — — / — — /
/ — — / — — / — — / —
/ — — / — — / — — / —
/ — — / — — / — — /
/ — — / — — / — — /
Анапест – это трехсложный размер с ударением на последнем слоге. У слушателя появляется ощущение взволнованной, откровенной речи – чувствуется сбивчивое дыхание (— — /).
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
(И.А. Бунин)
— — / — — / — — / — — / —
— — / — — / — — /
— — / — — / — — / — — / —
— — / — — / — — /
Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Это гибкий, пластичный, близкий к разговорной речи ритм (— / —) .
Все синие, серые, карие глазки
Смешались, как в поле цветы…
(Н.А. Некрасов)
— / — — / — — / — — / —
— / — — / — — /
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
(Н. А. Некрасов)
— / — — / — — / —
— / — — / — — /
— / — — / — — / —
— / — — / — — /
Ритмический узор стихотворения образует не только стихотворный размер, но и пропуски ударений на ритмически сильном месте — пиррихий, а также не метрическое («лишнее») ударение – спондей.
Даниил М.
Руслан С.
Что такое ритм в стихотворении? Ритм - это основа основ стихосложения.
Собственно, единственное, что отделяет стихи от прозы - это ритм. Ритмический размер определяется после анализа строфы. Они бывают трехстопными, четырехстопными, пятистопными и так далее.
Основных размеров рифмовки существует пять. Это те размеры, которые получаются, если строго выдерживать чередование слогов. Среди них выделяют два двусложных и 3 трехсложных.
Ямб — двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Ритм стихотворения, написанного ямбом, — сильный, энергичный.
Таким образом, стопа ямба состоит из двух слогов: первый безударный, второй ударный (— /).
Четырёхстопный ямб:
Опя´ть стою´ я на´д Нево´й,
И сно´ва, ка´к в былы´е го´ды,
Смотрю´ и я´, как бы´ живо´й,
На э´ти дре´млющи´е во´ды.(Фёдор Тютчев)
— / — / — / — /
— / — / — / — / —
— / — / — / — /
— / — / — / — / —
Хорей — двусложный размер с ударением на первом слоге. Ритм стихотворения более мягкий, завораживающий.
Таким образом, стопа ямба состоит из двух слогов: первый ударный, второй безударный (/ —).
четырёхстопный хорей
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А.С.Пушкин)
/ — / — / — / —
/ — / — / — /
/ — / — / — / —
/ — / — / — /
Дактиль – трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. Это тревожный, волнующий и в то же время однообразный, мерный, похожий на шум прибоя ритм (/ — —).
Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь – в заключении, там — на просторе,
Тот же всевечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.
(Ф.И. Тютчев)
/ — — / — — / — — /
/ — — / — — / — — /
/ — — / — — / — — / —
/ — — / — — / — — / —
/ — — / — — / — — /
/ — — / — — / — — /
Анапест – это трехсложный размер с ударением на последнем слоге. У слушателя появляется ощущение взволнованной, откровенной речи – чувствуется сбивчивое дыхание (— — /).
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
(И.А. Бунин)
— — / — — / — — / — — / —
— — / — — / — — /
— — / — — / — — / — — / —
— — / — — / — — /
Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Это гибкий, пластичный, близкий к разговорной речи ритм (— / —) .
Все синие, серые, карие глазки
Смешались, как в поле цветы…
(Н.А. Некрасов)
— / — — / — — / — — / —
— / — — / — — /
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
(Н. А. Некрасов)
— / — — / — — / —
— / — — / — — /
— / — — / — — / —
— / — — / — — /
Ритмический узор стихотворения образует не только стихотворный размер, но и пропуски ударений на ритмически сильном месте — пиррихий, а также не метрическое («лишнее») ударение – спондей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий