Никита Ф.
Вова Ш.
Алёша Ш.
Внутренняя композиция (повествование) предусматривает акцент на содержании произведения: организация речевых ситуаций, построение сюжета, система образов и отдельные образы, сильные текстовые позиции (лейтмотив, повторяющиеся ситуации, финал и другое), главные приёмы композиции.
Вова Ш.
Алёша Ш.
Композиция (от лат. compositio - составление, соединение, сложение) в литературе – это построение
художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и
последовательности. Но композицию нельзя рассматривать как последовательность
глав, сцен и т.д. Композиция – целостная система определенных способов, форм
художественного изображения, обусловленная содержанием произведения.
Композиция - построение
художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов,
эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора. В
самом общем виде выделяют линейную (например, роман И.А. Гончарова
"Обыкновенная история"), инверсионную (например, рассказ И.А. Бунина
"Легкое дыхание"), кольцевую (например, рассказ В. Набокова
"Круг") и т. д.
Композиционные элементы
Повествование – это некий рассказ, включающий в себя действия.В этой части
произведения будет много глаголов и деепричастий, как же иначе передать
динамику происходящего? Ключевой вопрос: что случилось?
Описание – это, прежде всего, картинка.Вы детально вместе с автором
исследуете лицо героя или помещение, в котором он находится.Ключевой вопрос:
какой?
Диалог – разговор двух персонажей. Через диалоги хорошо
передаётся столкновение двух точек зрения. Через них же раскрывается и личность
того или иного героя.
Монолог – речь одного персонажа, которая не получает или не требует
ответа.
Система образов – это все образы произведения, которые между собой
взаимосвязаны и взаимодействуют. Сюда можно отнести главных героев и
второстепенных, ищущих счастья и спешащих ответить на важные вопросы,
топонимические образы и предметные.
Вставные рассказы – это то, что называется рассказом в рассказе. Например,
притча, которую рассказывает Пугачёв Петру Гринёву из повести А.С.Пушкина
«Капитанская дочка».
Авторские отступления – это те места в тексте,
где автор несколько уклоняется от общего повествования и начинает поднимать
глубоко личные вопросы. Например, Н.В.Гоголь вписывает в «Мёртвые души» свои
известные строки о Руси и тройке, которая всё куда-то несётся.
Авторская характеристика. Тут, наверное, особо пояснять ничего не
требуется. В качестве примера вспомним опять того же «Евгения Онегина», где
автор называет Онегина своим другом, а к Татьяне Лариной выражает явную
симпатию.
Сюжет повествования – это цепочка событий, которые и являются
содержанием художественного текста.
Фабула - это все события, обстоятельства и действия, которые описываются
в тексте. Главное отличие от сюжета – хронологическая последовательность.
Пейзаж – уникальное средство для создания воображаемого мира. Мы можем
описывать вымышленные города и страны, планеты и галактики.
Портрет – это описание не только внешнего облика героя, но и его
внутреннего мира. Сами понимаете, что без грамотного портрета произведение
будет откровенно слабым, а персонажи – картонными.
В зависимости от жанра произведения в нем преобладают специфические для
него способы изображения. Каждое произведение имеет свою неповторимую
композицию. Некоторым традиционным жанрам присущи композиционные каноны.
Например, трехкратные повторы и счастливая развязка в сказке, пятиактное строение
классической трагедии и драмы. К примеру можно привести композицию
литературного произведения Булгакова «Мастер и Маргарита».
Виды
композиций
Внешняя (архитектоника). К её главным составляющим относят разделение
текста на абзацы и главы, пролог и эпилог, различные приложения и комментарии,
посвящения и эпиграфы, авторские отступления и вставные фрагменты. Одним
словом, всё то, что выделяется графически и можно легко увидеть, открыв книгу.
Внутренняя композиция (повествование) предусматривает акцент на содержании произведения: организация речевых ситуаций, построение сюжета, система образов и отдельные образы, сильные текстовые позиции (лейтмотив, повторяющиеся ситуации, финал и другое), главные приёмы композиции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий